Средняя общеобразовательная школа №14
Биология

21 мая

Тема: Селекция животных. Создание высокопродуктивных пород животных. Селекция микроорганизмов.

  1. Запишите дату и тему урока. Текст, выделенный красным цветом, запишите в тетрадь.
  2. Этапы селекции животных
    1. Одомашнивание
    2. Бессознательный отбор (например, съедали в первую очередь во время голода коров, которые давали мало молока, коров, которые давали много молока оставляли для разведения)
    3. Сознательный отбор (ставили цель вывести породу с заданными свойствами признаками)
  3. Особенности селекции животных
    1. У животных только половое размножение
    2. У животных малочисленное потомство
    3. Каждая особь имеет большую материальную ценность (чем породистее, тем дороже)
    4. При селекции животных учитывается экстерьер (особенности внешнего строения, телосложение).
  4. Типы скрещивания животных
    1. родственное
    2. неродственное
  5. Прочитайте в учебнике Полянского п. 68
  6. Заполните таблицу:
    План сравнения Родственное скрещивание Неродственное скрещивание
    1. Родительские особи    
    2. Цель скрещивания    
    3. Генетическое обоснование цели    
    4. Значение для селекции растений    
  7. Прочитайте в учебнике Полянского п. 69
  8. Письменно ответьте на вопросы:
    1. Приведите примеры отдаленных гибридов у животных?
    2. Какую роль играет селекция микроорганизмов?
    3. Какие перспективы для практической деятельности человека открывают методы биотехнологии?

При выполнении задания ставьте номер как в задании, чтобы я  могла понять, на какой вопрос отвечаете.

Задание выполнить к 26 мая. Выполненное задание отправить в WhatsApp. 

19 мая

Тема:  Селекция растений. Работы Мичурина.

  1. Запишите дату и тему урока. Текст, выделенный красным цветом, запишите в тетрадь.
  2. Основные методы селекции
    • Отбор
    • Гибридизация (скрещивание разнородных родителей)
  3. Прочитайте в учебнике Полянского п. 66
  4. Письменно ответьте на вопросы:
    1. Что называется чистой линией?
    2. В чем положительные и отрицательные стороны самоопыления при селекции растений?
    3. Что такое гетерозис и как он применяется в селекции?
    4. В чем причина бесплодия при отдаленной гибридизации?
  5. Заполните таблицу:

    Методы селекции растений
    Метод Характеристика метода
    1. массовый отбор  
    2. индивидуальный отбор  
    3. межлинейная гибридизация  
    4. полиплоидия  
    5. искусственный мутагенез  
  6. Прочитайте в учебнике Полянского п. 67
  7. Заполните таблицу:

    Методы селекции растений Ивана Владимировича Мичурина
    Метод Мичурина Пример сорта, выведенного данным методом
    1. Скрещивание морозостойких сортов с южными сортами и выращивание гибрида в суровых северных условиях (это пример заполнения) Сорт яблони «Славянка»
    2.  
    3.  
    4.  

При выполнении задания ставьте номер как в задании, чтобы я могла понять, на какой вопрос отвечаете.

Задание выполнить к 21 мая. Выполненное задание отправить в WhatsApp.

14 мая

Тема:  Задачи современной селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

  1. Запишите дату и тему урока. Текст, выделенный красным цветом, запишите в тетрадь.
  2. «Селекция» (от латинского) – отбор
    Отбор (по Дарвину)
    • Бессознательный
    • Сознательный
    Первым этапом селекции было одомашнивание  диких животных и окультуривание диких растений (человек бессознательно выбирал из дикой природы растения и животных).
  3. Прочитайте в учебнике Полянского п. 64 и 65.
    1. Выпишите определения:
      • Селекция
      • Сорт (порода)
  4. Факторы, обеспечивающие успех селекционного процесса (что должен знать селекционер)
    1. Знание разнообразия исходного материала
    2. Знание возможных мутаций
    3. Знание о наследовании признаков при гибридизации
    4. Знание о роли среды в формировании признака
    5. Знание о факторах отбора, для закрепления наследственных признаков
  5. Письменно ответьте на вопрос после п. 65 на стр.248

При выполнении задания ставьте номер как в задании, чтобы я  могла понять, на какой вопрос отвечаете.

Задание выполнить к 19 мая. Выполненное задание отправить в WhatsApp.  Т. к. задание легкое, то за выполненное д/з будет стоять «зачет», за невыполненное - «незачет». Зачет/незачет будет учитываться при выставлении оценок за полугодие.

12 мая

Тема:  Экспериментальное получение мутаций. Закон гомологических рядов. Генетика человека.

  1. Запишите дату и тему урока
  2. Прочитайте в учебнике Полянского п. 61 со стр.235 пункт  «Частота и причины мутаций» и до конца параграфа.
  3. Ответьте на вопросы:
    1. Почему на первый взгляд, кажется, что мутации  происходят редко?
    2. Какое значение имеет такое свойство генов , как устойчивость?
    3. Какими факторами могут быть вызваны мутации?
    4. Какое практическое значение имеют мутации?
  4. Запишите в таблицу «Законы генетики» (большая таблица, мы ее начали заполнять еще в 3-ей четверти) «Закон гомологических рядов» (заполните все колонки таблицы по данному закону).
    1. Ответьте на вопрос: какое практическое значение имеет закон гомологических рядов?
  5. Заполните таблицу:
    Сравнительная характеристика форм изменчивости
    Характеристика Модификационная изменчивость Мутационная изменчивость
    1. Объект изменения (что изменяется)    
    2. Фактор, вызывающий изменения    
    3. Наследование признаков    
    4. Подверженность изменениям хромосом    
    5. Подверженность изменениям ДНК    
    6. Значение для особей    
    7. Значение для вида в целом    
    8. Роль в эволюции    
    9. Как по-другому можно назвать данный вид изменчивости?    
    10. Каким законам (закономерностям подчиняется?)    
  6. Прочитайте в учебнике Полянского п. 59
    1. Заполните таблицу:
      Метод изучения генетики человека
      Метод изучения генетики человека Что изучает данным методом Что узнают с помощью данного метода
           

При выполнении задания ставьте номер как в задании, чтобы я могла понять, на какой вопрос отвечаете.

Задание выполнить к 14 мая. Выполненное задание отправить в WhatsApp.

28-30 апреля

Тема: Наследственная изменчивость (тема рассчитана на два урока)

Открыть документом

  1. Посмотрите видеоролик (открыть ролик).
  2. Прочитайте в учебнике Полянского п. 61 до пункта на стр. 237 «Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости».
  3. Выполните задание по уроку. Все определения и ответы на вопросы (на вопросы отвечать письменно) брать из видеоролики или учебника!
  4. Что такое изменчивость?
  5. Закончите схему:
  6. Ответьте на вопросы:
    1. Что такое мутация?
    2. Кто ввел термин «мутация»?
    3. Выпишите основные положения мутационной теории.
    4. Почему мутационную изменчивость называют ещё наследственной, индивидуальной, неопределенной (объясните каждое слово)?
    5. Решите задачу:
      с какими признаками родятся дети от брака родителей: мама с карими глазами и нет пряди седых волос, у отца голубые глаза и есть прядь седых волос. У человека карие глаза и седые волосы – доминантный признак; голубые глаза и отсутствие седой пряди волос – рецессивный признак. Отец и мать были гомозиготны по доминантным признакам.
  7. Закончите схему:
    1. напишите определение каждого вида мутации.
    2. Чем полиплоидные растения отличаются от диплоидных?
    3. Существуют ли диплоидные животные? Почему?
    4. К какому виду мутаций относится наследственное заболевание синдром Дауна? Сколько хромосом у людей с синдромом Дауна? (на этот вопрос можете найти ответ в Интернете)
  8. Выпишите виды хромосомных мутаций с определениями.
  9. К чему приводят генные мутации?
  10. Закончите схему:
    Другие виды мутаций
  11. Закончите схемы:

При выполнении задания ставьте номер как в задании, чтобы я могла понять, на какой вопрос отвечаете.

Задание выполнить к 5 мая. Если это будет неучебный день - тогда к 7 мая. Выполненное задание отправить в WhatsApp.

23 апреля

Тема: Модификационная изменчивость. Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости у растений, построение вариационного ряда».

  1. Запишите дату и тему урока.
  2. Прочитайте в учебнике Полянского п. 60, пункт «Статистические закономерности модификационной изменчивости» на стр. 230.
  3. Выпишите в тетрадь определения:
    • вариационного ряда;
    • варианты;
    • вариационной кривой.
  4. Выпишите формулу для нахождения средней величины признака, для этого прочитайте вопрос № 3 на стр. 232.
  5. Лабораторная работа № 5 «Изучение изменчивости у растений, построение вариационного ряда»:
    1. Вам придется использовать (купить) пакет лавровых листьев.
    2. Измерить длину листьев в пакете (округлять длину листьев по математическим правилам).
    3. На основе измерений длины листьев:
      • построить вариационный ряд;
      • вариационную кривую;
      • вычислить среднюю длину лаврового листа.
  6. Д/з: задание выполнить к 28.04.2020

21 апреля

Тема: Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. (открыть документом)

  1. Запишите дату и тему (обратите внимание на название темы урока) урока.
  2. Текст, выделенный красным цветом, записывайте в тетрадь.
  3. Феноти́п— совокупность признаков, присущих индивиду на определённой стадии развития.
    Фенотип = генотип + условия окружающей среды
  4. Письменно ответьте на вопрос: как вы понимаете формулу, которая записана выше?
  5. Признаки организма можно разделить на две группы:
    • Количественные: масса тела, количество откладываемых яиц, количество молока и т.д.
    • Качественные: окраска шерсти (масть), форма плода, форма листа и т.д.
    Исходя из определения и формулы фенотипа, признаки должны зависеть от генотипа (совокупности наследуемых генов) и от условий среды.
    Попробуем доказать.
    Легко можно доказать, что количественные признаки зависят от генотипа и среды: например, количество молока, которое дает корова зависит от ее породы (молочная порода больше дает молока, мясная – меньше) и от условий в, которых содержится корова. Если условия содержания очень хорошие, даже беспородная корова будет давать много молока, но все равно гораздо меньше, чем породистая молочная корова в этих, же условиях. Но это не значит, что породистые коровы при любых условиях содержания будут надаивать большое количество молока.
    Труднее доказать, что качественные признаки зависят от условий окружающей среды. Понятно, что качественные признаки зависят от генотипа (наследуют признаки от родителей). Однако можно, что количественные признаки зависят и от условий среды. Прочитайте пример наследования окраски шерсти у горностаевого кролика – 3 абц. П. 60 стр. 229 учебник Полянского.
  6. Письменно ответьте на вопрос: От чего зависит наследование окраски шерсти у горностаевого кролика?
    Все примеры, которые были рассмотрены выше (количество молока, окраска шерсти горностаевого кролика) не затрагивают гены.
    Изменчивость, которая не затрагивает гены, называется модификационной.
    Пределы модификационной изменчивости признака называют его нормой реакции.
    Одни признаки (например, количество молока) обладают очень широкой нормой реакции, другие (размер головного мозга) – очень узкой.
    Чем признак важнее, тем норма реакции уже.
  7. Прочитайте 1 и 2 абзац П. 60 стр. 229 учебник Полянского и заполните схему (какой может быть норма реакции с примерами)

     

    Таким образом: наследуется не признак, как таковой, а способность организма (его генотипа) в результате взаимодействия с условиями развития давать определенный фенотип, или, иначе говоря, наследуется норма реакции организма на внешние условия.
  8. Д/з
    • Прочитать п. 60 стр. 229-230 до пункта «Управление доминированием» учебник Полянского
    • Задание по уроку сдать к 23.04.2020.

16 апреля

Тема: Цитоплазматическая наследственность (открыть документом)

  1. Запишите дату и тему урока.
  2. Посмотрите видеоролик (открыть видеоролик).
  3. Прочитайте на стр. 239 пункт «Цитоплазматическая наследственность» в учебнике Полянского.
  4. Ответьте письменно на вопросы:
    • В каких органоидах эукариот (кроме ядра) есть собственное ДНК?
    • Подчиняется ли цитоплазматическая наследственность законам Менделя? Почему?
    • Кто и когда открыл явление  цитоплазматической наследственности?
    • Приведите примеры (не менее четырех) цитоплазматической наследственности.
    • По линии отца или матери у животных передается цитоплазматическая наследственность?
  5. Пройдите тест (открыть тест).
  6. Д/З к 21.04 (выслать в WhatsApp):
    • ответы на вопросы
    • скриншот экрана с результатом теста

Если выйдем на очное обучение 20.04, то д/з к 21.04  ответы на вопросы ЗНАТЬ НАИЗУСТЬ + пересказ стр. 239 в учебнике Полянского.

14 апреля

Тема: Взаимодействие генов. (открыть документом)

  1. Запишите дату и тему урока в тетрадь.
  2. Посмотрите видеоролик (открыть видеоролик).
  3. Из видеоролика выпишите:
    • схему взаимодействия генов;
    • таблицу группы крови человека;
    • определения:
      • комплементарности (с примером);
      • эпистаза (запишите пример задачи на эпистаз);
      • полимерии (с примером);
      • плейотропии (с примером);
  4. Внимательно прочитайте п. 58 в учебнике Полянского, рассмотрите схему скрещивания на рис. 113 (стр. 223).
  5. Д/з Вышлите в WhatsApp к 16.04:
    • конспект урока (отдельная оценка за конспект не ставится, но учитывается при выставлении оценки за задачи);
    • решение задач:
      • С какой группой крови могут родится дети от брака женщины с четвертой группой крови и мужчины с первой группой крови?
      • Сын белой женщины и черного мужчины (негра)  женился на белой женщине. Может ли сын быть темнее отца? Почему?

9 апреля

Тема: Решение генетических задач. (открыть документом)

  1. Запишите дату и тему урока.
  2. Решать задачи будем на дигибридное скрещивание (это когда родительские особи отличаются друг от друга по двум признакам) и на сцепленное с полом наследование (признак (ген) находится в половой хромосоме, чаще всего это Х- хромосома).
  3. Не списывайте, пожалуйста, решение задач из интернета. Посмотрите видеоролики и постарайтесь решить задачи самостоятельно. Если будут вопросы, то записывайте голосовые сообщения и высылайте в WhatsApp.
  4. Просмотрите видеоролик "Решение задач на дигибридное скрещивание" (открыть видеоролик).
  5. Решите задачи № 2, 3, 4 на стр. 217 в учебнике Полянского.
  6. Просмотрите видеоролик "Решение задач на сцепленное с полом наследование признаков (открыть видеоролик).
  7. Решите задачу: у человека есть наследственное заболевание – плохая свертываемость крови (гемофилия). Этот признак сцеплен с полом: ген, контролирующий свертываемость крови, локализован в Х-хромосоме. Гемофилия – рецессивный признак. У нормальных по данному признаку родителей родился сын–гемофилик. Объясните случившееся, определите генотипы родителей и сына. Какова степень риска рождения еще сына с гемофилией? Может ли у них родится девочка с плохой свертываемостью крови?
  8. Д/З: к 14 апреля решить четыре задачи и выслать решение в WhatsApp.

7 апреля

Тема урока "Явление сцепленного наследования.  Генетика пола."

  1. В тетради записать дату и тему урока.
  2. Посмотреть видеоурок «Сцепленное наследование. Генетика пола» (смотреть видеоурок). Можно посмотреть любой другой ролик на эту тему.
  3. Прочитать п. 56, 57 в учебнике Полянского.

Задание по теме "Явление сцепленного наследования" (при просмотре ролика и чтении параграфов):

  1. Вписать в таблицу «Законы генетики» ( у вас для нее выделен отдельный листок)

    Название закона

    Формулировка закона

    Пример

    Закон Томаса Моргана

    Гены расположенные в одной хромосоме наследуются сцепленно, т.е. вместе

    Пример задачи будет в группе в WhatsApp

  2. Выписать в тетрадь положения хромосомной теории наследственности
  3. Письменно ответить на вопросы :
    а) от чего зависит частота кроссинговера?
    б) в чем измеряется расстояние между генами?

Задание по теме "Генетика пола" (при просмотре ролика и чтении параграфов):

  1. Письменно ответьте на вопросы:
    А) Что такое аутосомы, половые хромосомы?
    Б) В какой момент определяется пол организма? (запишите в тетрадь схему оплодотворения из видеоурока).
    В) Какой пол называется гомогаметным, какой гетерогаметным?
    Г) Какие гены называются сцепленные с полом?

Пример решения задачи на сцепления признаков с полом будет в группе в WhatsApp.

Домашнее задание к 09.04 (можно раньше): 

  1. Прочитать п. 56, 57 в учебнике Полянского.
  2. Решить задачи (текст задачи будет выслан в группу в WhatsApp)
  3. Выслать в личные сообщения в WhatsApp решение задачи про морских свинок (решение было начато в классе у доски).

Решение подписать и отправить в WhatsApp.

 2013 - 2020 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» г. Верхняя Тура
Сайт svt14.ru является официальным сайтом Средней общеобразовательней школы №14
Электронная почта svt14@bk.ru является официальной электронной почтой Средней общеобразовательней школы №14
Все материалы сайта доступны по Лицензии о распространении информации.
Ограничение по возрасту: 6+ | Сегодня: 25 ноября 2020 года, среда
Яндекс.МетрикаСайт является Российским программным продуктом и размещён на сервере под юрисдикцией Российской Федерации
Сайт разработан в ООО КопыленКомпани и размещён в ООО Дом для сайта.
Прокрутить вверх
Прокрутить вниз