Средняя общеобразовательная школа №14
Биология

Задания

18-22 мая

Уроки №12-13. Тема «Абиотические и биотические факторы. Структура экосистем».

Изучи материал темы, выполни зачётные задания, перешли на электронную почту учителя до 22.05. (не позднее!)

  1. Изучи п. 37; запиши определения:
    • А) адаптация - …
    • Б) холоднокровные - …
    • В) теплокровные - …
    • Г) аэробы - …
    • Д) анаэробы - …
  2. Изучи п. 38; заполни в тетради таблицу стр. 160 (не менее 5 видов взаимоотношений).
  3. Изучи п. 39; запиши компоненты экосистемы (4 компонента).
  4. Реши экологические задачи, ответы запиши в тетрадь.
    Задача №1.
    Внутривидовая конкуренция – это, прежде всего, конкуренция за ресурсы. Назовите ресурсы из числа перечисленных ниже, за которые реально конкурируют представители популяции кузнечиков:
    • кислород атмосферы;
    • солнечный свет;
    • пространство;
    • зеленые растения;
    • вода;
    • питательные вещества почвы.

    Задача № 2.
    Любое судно, бороздящее воды океанов, особенно теплых тропических морей, подвергается так называемому обрастанию – днище его корпуса буквально облепляется морскими организмами. Продуктивность обрастания в теплых морях – например, где-нибудь в Индийском океане, составляет до 80 кг. на метр обшивки корпуса в год. Вопрос: за какой ресурс конкурируют между собой организмы–обрастатели?

    Задача № 3.
    Каким образом связаны между собой три демографических показателя – плотность популяции (число видов на единицу площади или объема пространства), интенсивность внутривидовой конкуренции и смертность?

12-15 мая

Урок № 11 Тема «Экология. Экологические факторы»

Изучи материал, выполни задания и перешли их на электронную почту учителя (galya.semenina.61@bk.ru) к 18.05.

  1. Изучи материал п. 35, 36 учебника.
  2. Выполни в тетради задания:
    • А) Экология - это ...
    • Б) Основоположник экологии - ...
    • В) Экологические факторы:
      • аб… (примеры);
      • би… (примеры);
      • ан… (примеры)
    • Г) Зона оптимума - это ...
    • Д) Пределы выносливости - это ...
    • Е) Эврибионты - это ... (примеры)
    • Ж) Стенобионты - это ... (примеры)
    • З) Закон Ю. Либиха (закон минимума) - ...
    • И) Экологическая ниша - это ...

4-8 мая

Урок № 9-10. Тема урока: «Этапы эволюции человека». «Повторение и обобщение знаний по теме развитие органического мира».

Используя данные интернет–ресурсов, задание выполнить, подписать и переслать на электронную почту учителя (galya.semenina.61@bk.ru) к 04.05. до 14:00. Просьба сдавать вовремя.

  1. Положение человека в системе органического мира - вставить пропущенные слова: (выполнить устно, проверить свои знания)
    • Империя Клеточные
    • Надцарство Ядерные
    • Царство …???…
    • Подцарство Многоклеточные
    • Тип Хордовые
    • Подтип …???…
    • Класс Млекопитающие
    • Отряд …???…
    • Подотряд Человекообразные обезьяны
    • Секция Высшие узконосые обезьяны
    • Семейство …???…
    • Род …???…
    • Вид …???…
  2. Ответить в тетради на вопросы:
    • А) почему человек является биосоциальным видом?
    • Б) какой учёный сыграл основную роль в доказательстве животного происхождения человека?
    • В) в чём заключаются особенности дриопитеков как наиболее вероятных предков человека?
    • Г) что может являться «границей», отделяющей обезьяну от человека?
  3. Стадии эволюции человека. Прочитай, запиши стадию развития человека и главные отличительные особенности этой стадии:
    • 1) Австралопитеки
      • масса тела 20-65 кг
      • рост 100-150 см
      • ходили на коротких ногах при выпрямленном положении тела
      • клыки небольшие, зубы расположены в виде широкой дуги
      • масса мозга 450-550 гр
      • объём мозга 550 см3
      • стадный образ жизни
      • способность к примитивной обработке орудий труда
    • 2) Человек умелый
      • масса головного мозга 650 грамм (до 775 грамм)
      • рост 100-150 см
      • первый палец стопы не отведён в сторону (морфологическая перестройка, связанная с прямохождением, полностью завершилась)
      • концевые фаланги кисти короткие и плоские
      • грубые галечные орудия
      • «рубила»- кварцитовые гальки, подправленные ретушью, сделаны из материала, принесённого из районов, удалённых на 70-80 км
      • трудовая деятельность
      • вероятно использование огня
    • 3) Человек прямоходящий
      • мощное развитие надбровного валика
      • отсутствие настоящего подбородочного выступа
      • низкий и покатый лоб
      • плоский нос
      • масса головного мозга 800-1000 грамм
      • объём мозга 900-1055 см3
      • каннибализм
      • средний рост 150-160 см. и выше
      • развитая орудийная деятельность
      • жили в пещерах и были способны строить примитивные укрытия из крупных камней (типа «каменных мешков»)
      • скорее всего, огонь поддерживали, но добывать сами не могли
      • возникновение речи, основанной на трудовой деятельности и общественном образе жизни - даёт толчок развитию в прогрессивном направлении - выделении человечества из мира органической природы
    • 4) Человек разумный
      • низкий скошенный лоб и затылок
      • сплошной надглазничный валик
      • большое лицо с широко расставленными глазами
      • обычно слабое развитие подбородочного выступа
      • крупные зубы, короткая массивная шея
      • рост 155-160 см
      • каннибализм
      • масса головного мозга 1500 гр
      • объём мозга 1200-1600 см3 (причём сильное развитие получили отделы, связанные с логическим мышлением)
      • постройка жилища
      • способность к добыче и активному использованию огня
      • первобытно-стадный образ жизни
      • орудия - остроконечники и скребла - были более совершенными, чем примитивные обработанные гальки
  4. Дополнительный материал:
    Увеличение числа находок позволило выяснить, что неандертальцы - неоднородная группа. Неоднородность проявляется не только при сравнении неандертальцев, живших, например, но о. Ява, в Африке, Средней Азии или в Крыму, но и при сравнении многочисленных скелетов, обнаруженных в одном и том же месте. Возможно, существовало две главные дифференцированные расы:
    • Поздние неандертальцы - характеризовались описанными выше признаками (см. таблицу). Они имели мозг, в котором, как и у архантропов, форма лобных долей была клювовидной. Скелет имел крупные остистые отростки позвонков – свидетельство мощно развитой мускулатуры. Они очень небольшими (видимо, семейными) группами могли выжить и побеждать в борьбе за существование. В них как бы был воплощён чрезвычайно обычный эволюционный принцип мощного физического развития, приносящий успех группе в борьбе за существование.
    • Ранние неандертальцы - характеризовались меньшим надбровным валиком, более тонкими челюстями, высоким лбом, заметно развитым подбородком. Все эти черты в строении скелета определённо свидетельствуют о менее мощном физическом развитии. Особенности же строения мозга – развитие передних лобных долей и сокращение клювовидных долей – говорит о том, что эти существа вступили на путь, прямо ведущий от орды к возникновению общества. В группах этих неандертальцев были более развиты внутригрупповые связи на охоте, при защите от врагов и от неблагоприятных условий окружающей среды. Они оказались совершенно на ином эволюционном пути – выжили в борьбе за существование благодаря объединению сил отдельных индивидов, что привело 60-50 тыс. лет назад к возникновению вида, к которому принадлежим и мы с вами, - Человека разумного – Homo Sapiens.
  5. Какая, на твой взгляд, из схем является наиболее точной? Выбранную схему запиши в тетрадь.
    Гипотезы происхождения человека
    ступенчатая скачкообразная
    кроманьонец (homo sapiens) кроманьонец
    неандерталец (homo neanderthalensis) неандерталец
    питекантроп (синантроп) питекантроп
    человек прямоходящий (homo erectus)
    человек умелый (homo habilis) человек умелый
    австралопитеки (Australopithecus) австралопитеки
    дриопитеки дриопитеки
  6. Проверь свои знания по теме, выполни тест, запиши ответы в тетрадь согласно своему варианту: открыть тест

Что нужно сдать:

  1. Ответы на 4 вопроса (А, Б, В, Г). Вопросы не переписывать.
  2. 4 стадии развития человека и их особенности.
  3. Выбранную схему и её название (ступенчатая или скачкообразная).
  4. Тест.

Желаю всем успеха!

27 апреля - 1 мая

Урок №7-8 (27.04) Тема «Положение человека в системе органического мира. Эволюция приматов.

Используя данные интернет–ресурсов, задание выполнить, подписать и переслать на электронную почту учителя (galya.semenina.61@bk.ru) к 30.04. до 14:00. Просьба сдавать вовремя.

Основные группы доказательств происхождения человека от животных:

  • Палеонтологические.
  • Эмбриологические. 

Выйдя из животного царства, человек разумный остаётся одним из его представителей, хотя находится на особом положении.

  1. Определи место человека в животном мире и запиши его систематику в тетрадь:
    • Царство
    • Подцарство
    • Тип
    • Подтип
    • Класс
    • Отряд
    • Семейство
    • Род
    • Вид
  2. Вспомни понятия «рудименты» и «атавизмы» (запиши в тетрадь).
    • Рудименты – это?
    • Атавизмы – это?
  3. Сходство человека с животными (допиши фразу) (человек произошёл от общего с человекообразными обезьянами предка):
        а) общий план строения …(чего?)…………………..
        б) сходство …(чего?)……………………………..
        в) наличие рудиментов (примеры)…………………..
        г) наличие атавизмов (примеры )…………………….
        д) состав …(чего?)…….
        е) наличие (чего?)………
        ж) общие болезни и………….
  4. Отличие человека от животных (запиши в тетради), минимум 5 отличий.

20-24 апреля

Уроки № 5-6 "Развитие жизни  на Земле." (20.04)

Задание выполнить, подписать и переслать на электронную почту учителя (galya.semenina.61@bk.ru) к 23.04. до 14:00.

Самостоятельно изучить тему, используя материал учебника п. 32, 33. Выполнить задания в тетради:

  1. Записать дату и тему урока в тетради.
  2. Изучить материал п. 32, 33.
  3. Заполнить в тетради таблицу «История развития органического мира (растений)». Смотри учебник стр. 130.
  4. Заполнить в тетради таблицу «История развития органического мира (животных)». Смотри учебник стр. 136.
  5. Проверить усвоение темы - ответить письменно на вопросы, согласно своему школьному варианту:
    • 1 вариант
      • Какие особенности риниофитов позволили им выжить и развиваться на суше?
      • Какие особенности строения птиц и млекопитающих позволили им занять господствующее положение на планете?
    • 2 вариант
      • Каковы преимущества семенных растений перед споровыми?
      • Чем обусловлено сходство растительного и животного мира Евразии и Северной Америки?

Желаю успеха. Жду умных ответов.

 

13-17 апреля

Урок № 3-4 Сдать 2 задания до 17.04 обязательно не позже 14:00.

Урок №3 Повторение и обобщение по теме «Эволюция органического мира»

Выполнить зачётное задание и сдать. (открыть документом)

Задание А (1 правильный ответ):

А1. Что является результатом искусственного отбора?

1) образование новых видов
2) образование новых родов и семейств
3) образование новых сортов растений и пород животных
4) формирование приспособлений

А2. Каковы причины многообразия видов в природе?

1) сезонные изменения в экосистеме
2) приспособленность организмов к среде обитания
3) наследственная изменчивость и естественный отбор
4) модификационная изменчивость и искусственный отбор

А3. Пример физиологической адаптации?

1) форма тела у богомола
2) впадение в спячку медведя
3) колючки барбариса
4) мимикрия

А4. Кто создал первую эволюционную теорию?

1) Ч. Дарвин
2) Э. Геккель
3) Ж. Б.Ламарк
4) К. Линней

А5. О чем говорит отсутствие в фауне Австралии высших плацентарных млекопитающих?

1) о жестокой конкуренции
2) о приспособленности к условиям среды
3) об отделении Австралии от родины плацентарных млекопитающих до их возникновения
4) об уничтожении этих млекопитающих переселенцами,
заселившими Австралию

Задания В1. Выберите три верных ответа из шести.

В1.1.

1. Ароморфоз – это крупное эволюционное изменение, ведущее к подъему уровня биологической организации.
2. Ароморфоз представляет собой
развитие у группы организмов принципиально новых признаков и свойств.
3.Ароморфоз является приспособлением к конкретным условиям среды.
4. Примером ароморфоза является появление автотрофного питания, аэробного дыхания, многоклеточности, возникновение разных форм конечностей у птиц, появление покровительственной окраски.
5. Дегенерация это совершенствование биологической организации живых организмов.
6. Половой процесс – яркий пример ароморфоза организмов.

В1.2. Выберите три верных ответа из шести.

1. Движущие силы эволюции - это мутационная изменчивость, модификационная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.
2. Главная движущая сила эволюции – естественный отбор.
3. Движущий естественный отбор действует в постоянно меняющихся условиях
окружающей среды и направлен на сохранение в популяциях среднего значения признака организмов.
4. Устойчивость насекомых к ядохимикатам – яркий пример движущего естественного отбора.
5. Благодаря стабилизирующему естественному отбору сохранились, так называемые «живые ископаемые».
6. Длительное действие стабилизирующего естественного отбора может привести к образованию новых видов.

В1.3. Выберите три верных ответа из шести.

1. Ж. Б. Ламарк – основатель науки систематики.
2. Классификация живых организмов Ж. Б. Ламарка была «искусственной».
3.Шведский естествоиспытатель К. Линней ввел бинарную номенклатуру.
4. По мнению К. Линнея виды в природе неизменны, они такие как их создал Творец.
5. При систематизации организмов по таксонам учитывается только один главенствующий признак.
6.Основной принцип классификации живых организмов иерархичность, т.е. соподчинение таксонов.

Задания В2.

В2.1. Установите соответствие между формами борьбы за существование и их примерами.

ПРИМЕРЫ ФОРМЫ БОРЬБЫ ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ (1-внутривидовая, 2-межвидовая)

А) конкуренция грачей за место гнездования;
Б) конкуренция липы и вяза за свет;
В) защита зубрят взрослыми зубрами от волков;
Г) борьба самцов оленей за самку;
Д) появление подроста в осиннике;
Е) симбиоз грибницы и корней деревьев.

В2.2. Установите соответствие между формами борьбы за существование и их примерами.

ХАРАКТЕРИСТИКИ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ (1 - биологический прогресс, 2 - биологический регресс )

А) уменьшение численности вида;
Б) расширение ареала;
В) массовое расселение из-за увеличения количества популяций;
Г) численность видов высокая;
Д) внутри ареала увеличение плотности популяций;
Е) преобладание смертности над рождаемостью.

В2.3 Установите соответствие между формами борьбы за существование и их примерами.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (1 - движущий отбор, 2 - стабилизирующий отбор).

А) действует в постоянных условиях окружающей среды;
Б) действует в резко измененных условиях окружающей среды;
В) направлен на сохранение раннее сложившихся генетических признаков;
Г) направлен на сохранение признаков имеющих отклонение от среднего значения;
Д) ведет изменению вида;
Е) ведет к сохранению генофонда популяций .

 

Урок №4 «Современные представления о возникновении жизни на Земле»

  1. Записать дату и тему урока в тетради. 
  2. Просмотреть видеоурок по биологии 9 класс «Современная теория возникновения жизни на Земле» (открыть видеоурок);
  3. Сформулировать и записать в тетрадь тезисы по видеоуроку (отметить самые главные установки по этой теме). Сдать.

6-10 апреля

Уроки № 1-2 "Основные направления эволюции. Доказательства эволюции." (07.04, 09.04)

Задание выполнить к 9.04 и переслать на электронную почту учителя (galya.semenina.61@bk.ru).

  1. Запиши в тетрадь дату и тему урока.
  2. Просмотри видеоурок «Основные направления эволюции» (смотреть видеоурок); выпиши в тетрадь определения: ароморфоз,
    идиоадаптация, общая дегенерация (приведи примеры).
  3. Изучи внимательно текст п. 29 учебника; составь краткий конспект (единица эволюции, генофонд популяции, факторы, необходимые для эволюции).
  4. Запиши в тетради ответ на вопрос: что такое дивергенция и конвергенция?
  5. Реши биологические задачи, ответы с пояснениями сдай учителю.
    1. Правда ли, что самки рыбы атерины, обитающей у побережья Калифорнии, во время высоких приливов подплывают к берегу и закапывают в песок икру, а после нереста возвращаются в море?
    2. Правда ли, что у рыбы саргана кости имеют зеленоватый или даже ярко-зеленый цвет? Если правда, то чем это можно объяснить?
    3. Правда ли, что самка броненосца обладает уникальной способностью: при стрессовых ситуациях она может задерживать роды на срок до двух лет? Если это так, то для чего это нужно?
    4. Правда ли, что хамелеоны могут выбрасывать свой язык на расстояние, равное половине длины туловища, а также его глаза способны вращаться независимо друг от друга?
    5. Правда ли, что нападая на свою жертву, акулы закрывают глаза? Если правда, то для чего они это делают?
    6. Почему дельфины спят с одним открытым глазом? Для чего это нужно?
    7. Правда ли, что рыбы могут менять пол?
  6. Выбери для себя карточку, укажи её номер, выполни задания письменно и сдай учителю.
Карточка 1
1. Перечислите уровни организации живого.
2. Перечислите критерии вида.
Термины: орган, движущий отбор
__________________________________________________________________
Карточка 2
1. Дивергенция.
2. В чем смысл искусственного отбора?
Термины: наследственность, эволюция
__________________________________________________________________
Карточка 3
1.К.Линней, заслуги, плюсы и минусы его учения.
2.Дать определение и привести примеры движущей форме естественного отбора.
Термины: идиоадаптация, ткань
__________________________________________________________________
Карточка 4
1.Ч.Дарвин. Эволюционная теория, предпосылки возникновения.
2.Дать определение вид.
Термины: популяция, автотрофы
_____________________________________________________________
Карточка 5
1. Дать определение ароморфозу, привести примеры.
2. Заслуги Аристотеля в накоплении биологических знаний.
Термины: биогеоценоз, гетеротрофы
_________________________________________________________________
Карточка 6
1. Ж.Б. Ламарк, предпосылки возникновения теории, плюсы и минусы его учения.
2. Охарактеризовать и привести примеры морфологической
приспособленности (приспособительная, покровительственная,, предостерегающая окраска).
Термины: биоценоз, изменчивость
____________________________________________________________________________
Карточка 7
1.Физиологические адаптации, дать определение и привести два примера.
2.Как происходит видообразование?
Термины: клетка, общая дегенерация
______________________________________________________________________________
Карточка 8
 1.Конвергенция.
 2. Дать определение и привести примеры стабилизирующей формы естественного отбора
Термины: ткань, ароморфоз
_____________________________________________________________________________
Карточка 9
1.Назовите два основных пути в макроэволюции, дайте им определение.
2. Дать определение и привести примеры полового отбора.
Термины: ткань, ароморфоз
_____________________________________________________________________________
Вы здесь: Главная 9а класс Биология
 2013 - 2020 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» г. Верхняя Тура
Сайт svt14.ru является официальным сайтом Средней общеобразовательней школы №14
Электронная почта svt14@bk.ru является официальной электронной почтой Средней общеобразовательней школы №14
Все материалы сайта доступны по Лицензии о распространении информации.
Ограничение по возрасту: 6+ | Сегодня: 18 сентября 2020 года, пятница
Яндекс.МетрикаСайт является Российским программным продуктом и размещён на сервере под юрисдикцией Российской Федерации
Сайт разработан в ООО КопыленКомпани и размещён в ООО Дом для сайта.
Прокрутить вверх
Прокрутить вниз